Системный анализ уроков
( по В.П.Симонову)
Показатели оценки урока:
1. Личные качества учителя.
1. Знание предмета и общая эрудиция.
2. Уровень педагогического и методического мастерства.
3. Культура речи, ее образность, эмоциональность.
4. Чувство такта и демократичность во взаимоотношениях с учащимися.
5. Внешний вид, мимика, жесты.
2. Особенности учебной деятельности учащихся:
1. Познавательная активность, творчество и самостоятельность.
2. Уровень развития общеучебных и специальных умений и навыков.
3. Наличие и эффективность коллективных (групповых) форм работы в ходе урока.
4. Проявление дисциплинированности, организованности и заинтересованности в данном учебном предмете во время занятий.
3. Содержание изучаемого материала:
1. Научность, доступность и посильность изучаемого учебного предмета.
2. Актуальность и связь и жизнью (теории и практики).
3. Новизна, проблемность и привлекательность учебной информации.
4. Оптимальность объема материала, предложенного для усвоения.
4. Эффективность преподавания.
1. Рациональность использования времени урока, оптимальность темпа чередования и смены видов деятельности на занятии.
2. Целесообразность использования приемов наглядности на занятии.
3. Рациональность и эффективность методов и организационных форм работы.
4. Характер обратной связи с учащимися.
5. Контроль за работой учащихся и содержание требований к оценке их знаний, умений и навыков.
6. Степень эстетического воздействия урока на учащихся.
7. Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности на уроке.
5. Цели и результаты проведенного урока.
1. Конкретность, четкость, лаконичность формулировки цели урока.
2. Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели.
3. Обучающий эффект проведенного занятия (чему и в какой степени научились школьники).
4. Воспитательный эффект.
5. Воздействие урока на развитие учащихся.
Технология системного подхода к анализу урока :
Используется 4-х балльная шкала, где :
4 балла - отлично;
3 балла - хорошо;
2 балла - удовлетворительно;
1 балл - неудовлетворительно;
Максимальное возможное количество баллов - 100 (25х4). Если:
85 -100 баллов - урок отличный;
65 - 84 балла - урок хороший;
45 - 64 балла - урок удовлетворительный.